Поэкспериментировал над освещением в этом интерьере. Мне это было интересно, поскольку я только один раз визуализировал проект в LightWorks.
Я понимаю, что Вы делаете ночное освещение, хотя в вашем файле включены абсолютно все источники. В этом плане первое изображение ближе к истине, чем второе. При таких источниках света, конус у них будет не большой, максимум 100-120 град. Верхняя часть стены и потолок будут темными. В этом и есть весь смак такого освещения. Поэтому, я думаю, не стоит закладывать один тип освещения, а пытаться показать другой (вторая картинка).
И вот что могу сказать по поводу заданных вопросов. Сразу оговорюсь, я не визуализатор и не художник. Могу ошибаться. Советы основаны на том, что делается ночное освещение.
Как сделать тени более мягкими, т.е. серыми, а не чёрными?
Выставить солнце: Высота - 90град, Азимут - 90град. В настройках LW-рендера дать ему 30-50% мощности и убрать в его свойствах отбрасывание теней. По сути, получите добавочное освещение, которое идет сверху вниз и разбавляет тени. Тот кто работает в Артлантисе вспомнит аналог этому приему (есть опция делающая тени мягче).
Как избавится от столь большой резкости перехода из света (нижняя часть картинки) к менее освещённым верху стен и потолку
Резкий переход убирается в настройках светильников. Параметры:
Angle Falloff - спад освещенности по углу конуса;
Distance Falloff - спад освещенности по длине конуса. Выставленная побольше разница между
Angle of Inner Light Cone (угол внутреннего конуса) и
Angle of Outer Light Cone (угол внешнего конуса) тоже помогут.
Этими параметрами можно убрать резкую границу между светом и тенью. Но чтобы бросить отраженный свет на верх стены и потолок нужно иметь отражающую способность у материалов. Но в ArchiCADовском LightWorks, я думаю, это ничего не даст, потому что в нем нет радиосити. Поэтому отражение нужно имитировать ставя дополнительный источник света. General Light лучше подойдет, чем конусный направленный вверх свет. Достаточно одного General Light. В своем варианте, я его поставил над столом и дал ему мощьность 10%, убрал отбрасывание теней.
Смотрите что получилось у меня.
Про настройки General Light и Солнца уже сказал.
Верхние светильники:
Яркость больших - 100%, малых - 70%. Остальные настройки одинаковые.
Angle of Inner Light Cone - 60 град
Angle of Outer Light Cone - 120 град
Angle Falloff - 2
Distance Falloff - 3
В настройках Рендера:
Солнце - 30%.
Рассеяное (Ambient) - 100%
Камера - выключена. Дуайт (если знаете кто это) советует вообще про нее забыть и не пользоваться.
Материалы стены и потолка одинаковые "Paint Drywall White" (белый материал стен, взят с
www.archicad.ca). Пол остался Ваш (серый). Материал софы набросал по быстрому (пластик) имитируя немного глянцевую белую кожу.