вторник, 10 января 2012
Что важнее – обеспечить пожарную безопасность или согласовать проект?
Каждый специалист из тех, кто занимается вопросами проектирования пожарной безопасности, знает, что вопрос, вынесенный в заголовок – отнюдь не риторический. Очень трудно совместить в одном проекте, во-первых, пожелания инвестора и заказчика, во-вторых, требования всех действующих нормативно-правовых документов, в том числе в области пожарной безопасности, и, в-третьих, возможности проектировщиков в условиях сложившейся градостроительной ситуации. Но еще труднее согласовать такой проект. Задача очень непростая. Ведь для этого необходимо пройти целый ряд инстанций, а в каждой инстанции – свои представления об обеспечении безопасности.
Стоит разобраться: есть проблемы, которые необходимо решать путем внесения изменений на уровне регулирования нормативно-правовых отношений, и есть проблемы, искусственно созданные из-за не желания найти компромиссы, и их, безусловно, следует решать путем диалога между заинтересованными сторонами.
Ныне благодаря действующим законодательным актам в области обеспечения пожарной безопасности на объектах градостроительства, в первую очередь, федеральным законам № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ТРПБ [1]) и № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ТРБ [2]), создалась непонятная ситуация. Не всегда возможно понять, в каких случаях следует разрабатывать Специальные технические условия (далее СТУ) конкретно на проектирование противопожарной защиты, и в каких случаях – СТУ для подготовки проектной документации с учётом ТРБ.
Так, например, обязательно ли разрабатывать СТУ при наличии в проектной документации отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности (далее – нормативные документы)? Если руководствоваться требованиями ст.6 ТРПБ, то при проведении расчёта пожарного риска этого не требуется. Достаточно выполнить в полном объёме требования ТРПБ. Тем более, что данные нормативные документы, в соответствии со ст.2 184-ФЗ (далее 184-ФЗ [3]), носят рекомендательный характер.
А что же получается на практике? На практике складывается совершенно иная картина: вам говорят, что раз вы отступаете от нормативных документов, применяемых для реализации требований ТРПБ, значит, вы фактически разрабатываете новый нормативный документ, основанный на применении иных документов, применяемых для оценки соответствия требованиям ТРПБ (ст.16'184-ФЗ). При этом настаивают, чтобы вы при проектировании учитывали требования именно данных нормативных документов! Похоже на абсурд, не правда ли? Проблема заключается в том, что некоторые положения двух различных Регламентов о безопасности элементарно не соответствуют одни другим. Каждый из существующих Регламентов фактически по-своему определяет способы обеспечения пожарной безопасности.
Следующий вопрос: нужно ли разрабатывать СТУ на существующие объекты, в том числе на объекты культурного наследия, являющиеся по большей части уникальными сооружениями, или достаточно провести только расчёт пожарного риска в составе Противопожарных мероприятий проекта? При реконструкции (реставрации) большинства существующих зданий, в том числе и памятников, не изменяются проектные значения параметров и другие проектные характеристики здания (например, количество подземных и надземных этажей). Кроме того, многие объекты культурного наследия после реставрационных работ выполняют, в основном, функции общественных зданий – в них размещаются музейные экспозиции, выставки, иногда административные учреждения. Следовательно, можно сделать вывод, что на все вышеперечисленные здания распространяются нормативные требования пожарной безопасности на основе требований ТРПБ, и значит, разработка СТУ не нужна (если в здании, конечно, не предусматривается устройство многосветного пространства – атриума). Однако, как выяснилось, и здесь у каждой из организаций, занимающихся вопросами обеспечения безопасности, имеется свой взгляд. Мнение специалистов МЧС изложено в письме первого заместителя министра МЧС РФ Цаликова Р.Х. от 21.05.2009 г. № 43-1855-19. Специалисты Минрегиона РФ придерживаются совершенно иного мнения (см. письмо от 17.03.2011 №5932-ДС/11).
Не менее важную проблему в данном контексте представляет собой вопрос о необходимости проведения расчётов пожарного риска в составе СТУ.
МЧС утверждает, что проведения расчётов не требуется при отсутствии в ТРПБ и нормативных документах требований пожарной безопасности (Информационное письмо от 07.07.2011 г. № 19-2-4-2623 [4]), а Минрегион РФ на основании ч.6 ст.15 ТРБ требует обязательного их проведения. Как быть? Даже если удастся пройти согласование СТУ в МЧС, как согласовать их в Минрегионе? При этом в данных ведомствах одним из главных требований является неукоснительное соблюдение ТРПБ в СТУ.
Что остаётся делать инвестору во всех вышеперечисленных случаях: идти в суд и добиваться истины или идти по «накатанной», разрабатывать СТУ и считать пожарные риски? Естественно, любой здравомыслящий человек выберет второй вариант! Тем более что невозможно будет получить разрешение на строительство, не пройдя все инстанции.
Может быть, пора, наконец, остановиться и попробовать договориться и определить «общие для всех правила игры». Разве дело обеспечения безопасности является внутриведомственным делом? Этот вопрос требует единого подхода.
Завершая разговор об СТУ, хотелось бы кратко остановиться на вопросе, связанным с их оформлением.
Если мы говорим, что СТУ – это нормативный документ, содержащий отсутствующие нормативные требования пожарной безопасности на основе требований ТРПБ применительно к конкретному объекту капитального строительства, то почему в нём содержатся только компенсирующие мероприятия? Что компенсирующие? Ведь они разрабатываются только тогда, когда имеются отступления от чего-либо. В нашем же случае мы имеем дело с абсолютно новым нормативным документом, который и по своей структуре, и по сути не должен отличаться от действующих нормативных документов. Не вижу ничего плохого и в том, что в тексте СТУ будут изложены положения действующих нормативных документов, так как это будет только подтверждать преемственность данного документа концептуальным основам российских противопожарных норм. Таким образом, мы можем рассматривать СТУ как действительно нормативный документ, а не как «приложение» к действующим нормативным документам. Да и «вес» данного документа, как и сам «институт СТУ», в отличие от сегодняшнего положения дела, значительно повысится.
Следующий этап проектирования после СТУ – это разработка мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
До принятия в 2004 г. нового Градостроительного кодекса РФ в нормативных документах (таких как СНиП 11-01-95 [5]) отсутствовали требования о разработке отдельного раздела, содержащего противопожарные мероприятия (далее ППМ), и они были «разбросаны» по всем разделам проектной документации. Совершенно ненормальная ситуация, ведь пожарная безопасность – это не просто мероприятия, это система, целями которой являются и предотвращение пожара, и обеспечение безопасности людей, и защита имущества при пожаре. Такое положение фактически привело к тому, что был исключён системный подход в вопросах обеспечения пожарной безопасности объекта в целом.
Принятый Государственной Думой в 2004 г. новый Градостроительный кодекс РФ (далее ГРК [6]) несколько изменил ситуацию. В составе проектной документации, наконец, появился раздел: «Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности», а в 2008 г. «Положением о составе разделов проектной документации о требованиях к их содержанию», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.08 № 87 (далее Постановление [7]) был утверждён и состав как данного раздела, так и всех остальных разделов проекта.
Казалось, что многие проблемы теперь будут решены, но на практике их стало не намного меньше. Попытаемся вместе разобраться в них.
Почему вдруг в Постановлении «Перечень мероприятий» превратился в «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (далее МОПБ)? Ведь значения этих слов несколько расходятся. Так, в Толковом словаре русского языка С. Ожегова слово «перечень» трактуется как: «перечисление кого-чего-нибудь по порядку», а слово «мероприятия», в том же словаре – это «действия, направленные на осуществление чего-либо». Таким образом, эти два слова и предполагают совершенно разные подходы к построению системы проектирования противопожарной защиты. Перечень подразумевает под собой выдачу конкретных требуемых (или принятых) противопожарных мероприятий на проектирование объекта, охватывающих все разделы проекта, а Мероприятия – это уже фактически самостоятельный раздел проекта. И при этом они (Мероприятия) строго ограничиваются Постановлением, требования которого к составу раздела не совсем понятны, а некоторые просто вызывают недоумение.
Так, понятие «описание» (системы, принятых решений и т.п.) вопросов не вызывает, а вот что именно хотели сказать разработчики, введя понятие «обоснование» (в Толковом словаре русского языка под ред. Д. Н. Ушакова – «положение, подкрепленное доказательствами, подтвержденное серьезными доводами») – наличие расчётов или ссылки на нормативные документы? В органах государственного надзора (контроля) под ним подразумевают наличие расчётов чуть ли не по любому объекту. Непонятно только – для чего? Ведь все приведённые в нормативных документах параметры (конкретные показатели, такие, как расстояния между зданиями, ширина выходов и их высота, ширина лестничных маршей, категории производств и т.п.) основаны на результатах научно-исследовательских работ (испытаний и исследований) и на результатах сопоставления с международными и зарубежными стандартами.
Можно понять, когда речь идёт об уникальном или об особо опасном и технически сложном объекте, для которого расчёты просто жизненно важны, так как в большинстве случаев он является не нормативным, но если это объект, на который распространяются требования нормативных документов, для чего проводить расчёты?
Далее. Что подразумевает под собой «обоснование принятых конструктивных и объёмно-планировочных решений» и в каком объёме необходимо обосновать решения по пределам огнестойкости строительных конструкций? Как определить - будет ли достаточно ссылки на раздел 4 проекта «Конструктивные и объёмно-планировочные решения», а также указание пределов огнестойкости строительных конструкций и способов и средств повышения огнестойкости (например, обетонирование или оштукатуривание)? Или всё-таки необходимо в составе проекта представить расчёт принятых пределов огнестойкости, выполненный с учётом методик, установленных нормативными документами. Ни кто не против, когда мы имеем место с конструкциями, отличающимися по форме, материалам и конструктивному исполнению от конструкций, прошедших стандартные огневые испытания, но когда это фактически типовая конструкция!
Расчёты категорий по взрывопожарной и пожарной опасности. Ситуация та же. Указано в Постановлении на необходимость представления сведений о категориях, а требуют именно расчёты. Самое интересное, что иногда требуют расчёты на электрощитовые, складские помещения и т.п. в составе общественных зданий, характеристики которых даны в подразделе «Технологические решения» раздел 5 проектной документации. Для объекта производственного назначения или для складского или технического помещения, над которым предусмотрено размещения помещения с массовым пребыванием людей – это вполне логично, но зачем требовать расчёт по любому поводу?
Что остаётся делать инвестору с проектировщиком, когда им даже проконсультироваться не с кем, так как ФГУ “Главгосэкспертиза России” своим Распоряжением от 17.02.2009 г № 14-р, на основании пп. 3, 4 и раздела VII Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 г. №145[8], запретила консультировать Заказчиков, Застройщиков по вопросам проектирования и с целью доработки (внесения изменений, дополнений, подготовки дополнительных расчетов и т.д.) проектной документации, в том числе отдельных ее разделов.
Считаю, что к вопросам разработки ППМ необходимо подходить более дифференцированно. Перечень мероприятий достаточно разрабатывать на объекты, проектируемые с учётом действующих нормативно-правовых документов и в данном документе ни к чему переписывать основные положения и требования нормативно-правовых документов, повторять всем известные азбучные истины (например, что такое пожарная безопасности и т.п.). Он по своей сути должен быть предельно сжатым и конкретным документом, охватывающим при этом все разделы проекта.
Мероприятия необходимо разрабатывать на уникальные, особо опасные и технически сложные объекты, а также на объекты, в задании, на проектирование которых было указано на их разработку. В них и должны присутствовать все необходимые расчёты, если это опять же обговорено Заданием на проектирование.
Разрабатывать новые составы Перечня и Мероприятий абсолютно нет никакой необходимости, достаточно взглянуть в ГОСТ 12.1.004-91 [9] и в ТРПБ.
Считаю, что такой подход к вопросам разработки ППМ был бы более понятен для всех участников строительного процесса, и если бы он и не так сильно повлиял на процедуру согласования, то хотя бы сделал бы её более понятной.
Так в чём задача проектирования – обеспечение безопасности или прохождение согласование? Конечно - обеспечение безопасности будущего объекта, включая пожарную, и для того, чтобы такие вопросы ни у кого и ни когда не возникали, необходимо, после совершенствования существующей нормативно-правовой базы в области обеспечения пожарной безопасности (или наведения порядка в сфере нормативно-правового регулирования в области противопожарного нормирования) – выработать механизм, определяющий «правила игры» для всех участников строительного процесса (инвестор, заказчик, проектировщик, эксперт, строитель и т.п.) и позволяющий всем чётко понимать: «Что делать и как быть в любой ситуации».
Используемая литература:
[1] - Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
[2] – Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
[3] - Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с последними изменениями в ред. Федерального от 30.12.2009 г. №385-ФЗ).
[4] - Информационное письмо МЧС РФ от 07.07.2011 № 19-2-4-2623 о требованиях пожарной безопасности, реализуемых при проектировании зданий, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности
[5] – СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений»
[6] - Градостроительный кодекс Российской Федерации
[7] - Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. №87
[8] - Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 г. №145
[9] - ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования»
Тимошин Владимир Сергеевич
Инженер пожарной безопасности
Член-корреспондент Всемирной Академии Наук Комплексной Безопасности, эксперт в области пожарной безопасности.
Телефон 89161150692.
Электронный адрес: vladi-timoshin@yandex.ru