Технический регламент о требованиях пожарной безопасности может быть изменен.
Законопроект 606451-5 О внесении изменений в Федеральный закон "Техниче-ский регламент о требованиях пожарной безопасности".
Результат: 17 ноября 2011 года было принято решение принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту в 30-ый срок.
Документ: Постановление ГД №6216-5 ГД
В конце сентября в Госдуму поступил законопроект "О внесении поправок в Фе-деральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопас-ности" (далее - Законопроект). Законопроект предусматривает большое количество поправок к названному техническому регламенту. Большинство из них касается требований к противопожарной безопасности зданий, строений и сооружений.
Законопроект уточняет сроки оформления декларации пожарной безопасности. Такая декларация должна быть представлена в течение года с момента ввода объектов защиты в эксплуатацию, если объект вводится в эксплуатацию после вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Техрегламент). Уточ-ненная или переоформленная декларация должна быть представлена в течение года с момента изменения содержащихся в ней сведений.
Некоторые поправки смягчают действующие требования Техрегламента к здани-ям, строениям и сооружениям, другие же, наоборот, вводят новые требования.
Законопроектом предусматривается значительное снижение требований к проти-вопожарным расстояниям между зданиями, сооружениями и строениями. В дей-ствующей редакции ст. 69 Техрегламента подробно указано, как определяется данное расстояние для зданий, сооружений и строений в зависимости от степени огнестойкости, а также от некоторых других показателей (количества этажей, климатических особенностей района, сейсмической опасности и т.д.). В Законо-проекте ст. 69 изложена в новой редакции: в ней содержится только общее указа-ние на то, что противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения и строения. Там же установлены общие правила определения противопожарных расстояний в лесничествах и лесопарках.
Одновременно будут сняты требования к следующим противопожарным расстоя-ниям:
- от коллективных гаражей и открытых стоянок автотранспорта до граничащих с ними объектов защиты. Причем это касается как наземных, так и наземно-подземных гаражей;
- между объектами, расположенными на территориях садовых, дачных и приуса-дебных земельных участков, а также между объектами и лесным массивом.
Для застройщиков важно и то, что будет отсутствовать требование к величине проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.
В новой редакции Техрегламента снимаются требования к расположению и раз-мерам пожарных лестниц в зависимости от класса здания, строения или сооруже-ния, требование об оборудовании зданий пожарными лестницами будет вовсе исключено из закона. Также устраняются требования к обязательному оснаще-нию лифтов механизмом блокировки при наличии в здании автоматической си-стемы пожарной сигнализации или тушения.
Законопроект устраняет требование об обязательном оснащении зданий, соору-жений и строений автоматическими установками пожаротушения в случаях, когда ликвидация пожара первичными средствами пожаротушения невозможна, а также в случаях, когда обслуживающий персонал находится в защищаемых зданиях, сооружениях и строениях некруглосуточно.
Поправками предусматривается, что если новые положения Техрегламента уста-навливают более высокие требования к зданию, строению или сооружению, кото-рое введено в эксплуатацию (либо его проектная документация направлена на госэкспертизу) до вступления в силу этих положений, то к нему применяются ранее действовавшие требования Техрегламента. Исключения составляют только отдельные требования к электрооборудованию здания, к системам пожарной сигнализации, к системам оповещения о пожаре и некоторым другим.
Авторы Законопроекта в пояснительной записке к нему указывают, что требова-ния, устраненные из Техрегламента, будут включены в своды правил пожарной безопасности, являющиеся нормативными документами добровольного примене-ния. Однако в самом Законопроекте об этом не упоминается. Отметим, что в от-ношении некоторых норм, исключаемых из Техрегламента, ранее уже были при-няты своды правил.
Законопроект предусматривает новые требования для некоторых типов производственных и лечебных объектов.
Так, на некоторых производственных объектах должны создаваться специализи-рованные подразделения пожарной охраны. Законопроект устанавливает, что такие подразделения будут создаваться на критически важных для безопасности РФ объектах (их перечень устанавливается Правительством), атомных электро-станциях и объектах с большим суммарным объемом зданий, имеющих категории по пожарной и взрывопожарной опасности А, Б и В. Точные значения суммарных объемов для каждой категории, при достижении которых необходимо создание подразделения пожарной охраны, содержатся в Законопроекте. Подразделения пожарной охраны на производственных объектах будут оснащаться оборудованием исходя из специфики каждого объекта. Данная норма вступит в силу через 36 месяцев после вступления в силу Законопроекта (в случае его при-нятия).
Согласно Законопроекту в зданиях классов функциональной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 и Ф4.3 системы пожарной сигнализации должны передавать сигнал о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия персонала объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. В зданиях функциональной пожарной опасности Ф1.1 с круглосуточным пребыва-нием людей должны, помимо этого, предусматриваться автономные резервные источники электроснабжения, которые будут обеспечивать электроэнергией си-стемы противопожарной защиты. Данные нормы вступят в силу через 24 месяца после вступления в силу Законопроекта (в случае его принятия).
Учреждения здравоохранения и социальной защиты, если в них постоянно нахо-дятся люди, которые в силу индивидуальных особенностей не могут восприни-мать сигналы оповещения о пожаре, дополнительно должны оснащаться индиви-дуальными устройствами оповещения со световым, звуковым и с вибрационным сигналом. Эта норма вступит в силу через 24 месяца после вступления в силу Законопроекта (в случае его принятия).
В Законопроекте также содержатся и поправки технического характера, которые направлены на приведение Техрегламента в соответствие с требованиями Феде-рального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании". Напри-мер, во всех статьях Техрегламента, которые ссылаются на другие технические регламенты, будет указано, что данные технические регламенты могут быть при-няты не только на уровне федерального закона, но также и на уровне иных нормативных правовых актов.
Вступление Законопроекта в силу будет проходить в несколько этапов. Большая часть его положений начнет действовать со дня официального опубликования, однако для ряда норм, выполнение которых потребует от субъектов хозяйственной деятельности предварительной подготовки, предусматриваются особые сроки вступления в силу.